Судебно-экспертная коллегия проводит экспертизы бензоинструментас двухтактными и четырёхтактными бензиновыми двигателями и двигателями модели «4-mix-Motor», в том числе:
- бензопил;
- бензотриммеров и кусторезов (бензокос, мотокос);
- камнерезов;
- газонокосилок;
- мотокультиваторов и мотоблоков;
- переносных генераторов электрического тока;
- виброплит.
Применение лёгких двухтактных двигателей внутреннего сгорания получило широкое распространение в различных сферах деятельности, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в личном домашнем хозяйстве граждан в составе бензопил, триммеров, мотоблоков, скутеров, лодочных моторов и других механизмов. Простота их конструкции и технического обслуживания в эксплуатации не редко создаёт кажущуюся простоту и в их применении. Вместе с тем большинство инструкций по эксплуатации изделий рекомендуют пользователю иметь определённые знания правил эксплуатации и обращения с устройством. Например: «Каждый работающий с устройством впервые должен быть проинструктирован продавцом или другим специалистом, как следует правильно обращаться с устройством – либо пройти специальный курс обучения».
Из рассмотрения конструкции и устройства двухтактных двигателей следует выделить две очень важные особенности, оказывающие влияние на правила обращения с устройством.
Во-первых, двухтактные двигатели внутреннего сгорания не имеют отдельной системы смазывания. Смазывание трущихся деталей осуществляется за счёт той части масла, которая содержится в составе бензо-масляной смеси. Для приготовления рабочей бензо-масляной смеси масло подвергается предварительному смешиванию бензина и масла в канистре перед заправкой, соблюдая установленные производителем пропорции (способ предварительного смешивания /способ Premix).
Во-вторых, двухтактные двигатели внутреннего сгорания имеют воздушное охлаждение в качестве основного охлаждения, и в качестве дополнительного охлаждения отведение части тепла возлагается на систему смазывания, т.е. на ту часть масла, которая содержится в составе бензо-масляной смеси.
Исходя из перечисленных конструктивных особенностей двухтактных двигателей внутреннего сгорания, вытекают и некоторые особенности их использования:
- Строгое соблюдение требований производителя к установленным пропорциям бензина и масла, применяемым для приготовления рабочей бензо-масляной смеси путём предварительного смешиванию бензина и масла в канистре перед заправкой. Производители, как правило, занимающие лидирующие позиции на рынке товара данного типа, приводят в руководстве по эксплуатации пропорции бензина и масла для приготовления рабочей бензо-масляной смеси только с использованием фирменных (оригинальных) моторных масел. Вместе с тем, ряд производителей устанавливают пропорции бензина и масла для приготовления рабочей бензо-масляной смеси как с использованием фирменных (оригинальных) моторных масел, так и с применением других марочных масел, как правило, увеличивая при этом концентрацию масла с 1:50 до 1:33 и даже до 1:25.
- В любом случае концентрация масла в бензине в составе рабочей бензо-масляной смеси является величиной постоянной, во всяком случае, как минимум для данной заправки, а работа бензоинструмента характеризуется постоянным изменением режима работы как по нагрузке на двигатель, так и по числу оборотов двигателя, и по рабочей температуре устройства. И только на пользователя инструментом возлагается обязанность, а также знание, умение и, даже, можно сказать, опыт поддержания в соответствии инструмента в каждый конкретный момент времени и в каждом конкретном режиме работы (нагрузки на двигатель, числа оборотов двигателя, рабочей температуры) с той концентрацией масла в бензине в составе рабочей бензо-масляной смеси, которая имеется в данной конкретной заправке и которая может обеспечить соответствующее смазывание и охлаждение трущихся поверхностей, а также безотказное использование (применение) бензопилы.
Из экспертной практики Судебно-экспертной коллегии известно, что, до недавнего времени, наиболее частой причиной нарушения работоспособности бензоинструмента являлась именно эксплуатация бензоинструмента с ненадлежащей бензо-масляной смесью, с низкой концентрацией масла. Однако, в последнее время (полтора-два года) отказы бензоинструмента по причине использования ненадлежащей бензо-масляной смеси стали встречаться всё реже и реже.
Наиболее частой причиной нарушения работоспособности бензоинструмента в настоящее время является некачественное изготовление узлов и деталей бензоинструмента и использование некачественных комплектующих и быстроизнашивающихся деталей при выполнении ремонта и (или) технического обслуживания в ремонтной мастерской.
Значительно реже в результате проведения экспертизы устанавливаются причины нарушения работоспособности бензоинструмента такие, как:
- эксплуатация бензоинструмента с недопустимой чрезмерной нагрузкой;
- эксплуатация бензоинструмента в недопустимых условиях;
- ударное или термическое воздействие на бензоинструмент.
Наиболее вероятно это объясняется тем, что нарушения работоспособности бензоинструмента по причинам недопустимой (чрезмерной) нагрузки, ударного или термического воздействия являются наиболее очевидными и о причинах возникновения отказа не возникает судебных споров.
Следует проинформировать пользователей, о том, что, к сожалению, некоторые сервисные центры бензоинструмента по-прежнему, в силу недостаточной глубины исследований, в значительном количестве случаев в качестве основной причины отказа бензоинструмента называют «использование ненадлежащей бензо-масляной смеси», приводя, таким образом, в заблуждение пользователей (потребителей).
Эксперты Судебно-экспертной коллегии на основании экспертной практики утверждают, что имеются другие (ещё, как минимум, два) причинно-следственных варианта возникновения отказа бензоинструмента, когда внешние признаки их проявления схожи с признаками отказа бензоинструмента по причине «использования ненадлежащей бензо-масляной смеси», хотя на самом деле таковыми и не являются.
Существует ряд объективных признаков, выявляемых при разборке изделия и микроскопическом, физико-химическом, прочностном исследовании его деталей, позволяющих сделать категорический вывод о наличии производственных дефектов или о недопустимых условиях эксплуатации.
В большинстве случаев на разрешение экспертизы бензоинструмента для определения характера повреждений достаточно поставить следующий комплекс вопросов:
- Находится ли предъявленный инструмент в работоспособном и исправном состоянии?
- Если в предъявленном бензоинструменте имеются дефекты, то каковы причины и характер их возникновения?
- Имеются ли на предъявленном бензоинструменте признаки нарушения потребителем условий эксплуатации?
- Имеются ли на предъявленном бензоинструменте признаки использования несоответствующей топливной смеси?
- Имеются ли на предъявленном бензоинструменте признаки его эксплуатации в режиме недопустимых перегрузок?
Бензоинструмент в Судебно-экспертную коллегию необходимо представлять в комплекте с эксплуатационной документацией и всеми насадками, входящими в комплект его поставки, материалами дела, отражающими, при каких условиях использования бензоинструмента наблюдались его отказы. Особенностью проведения экспертизы бензоинструмента (для случаев проверки режимов работы двигателя) является необходимость предоставления надлежащей топливной смеси в количестве достаточном для полной заправки инструмента перед исследованием в рамках экспертизы исправности двигателя.
Обратиться по вопросам экспертизы бензоинструмента в Судебно-экспертной коллегии Вы можете по адресу: г. Минск, ул. Жуковского, д. 11А, 4-й этаж
или по телефонам +375 (17) 317 04 71; +375 (17) 317 04 72; +375 (17) 317 04 73; +375 (17) 317 04 74; +375 (17) 317 04 76; +375 (29) 109 60 11; +375 (44) 588 60 11.