Шум оказывает специфическое воздействие на организм человека, при этом для каждого отдельного человека восприятие шума происходит индивидуально. Исходя из сложного строения органов слуха, у каждого из нас свои «пределы глухоты»: как нижний и верхний частотные пределы слышимости, когда колебания частиц окружающей среды воспринимаются как звук, так и чувствительность к звуку в пределах определенного диапазона частот. Другими словами, одни и те же звуки разные люди слышат различным образом, для кого-то громче звучат звуки низких частот, для кого-то громче более высокие частоты, а для кого-то, например, звук барабанов на низких басовых частотах вообще воспринимается не как звук, а как вибрация пола, вызывающая чувство повышенного беспокойства.
Именно из-за специфичности и различия в восприятии звука и возникает большинство конфликтов, связанных с шумом, при этом совсем не обязательно, что в действительности имеет место недопустимый шум, превышающий предельно допустимые значения, установленные в санитарных нормах и правилах, иногда граждане страдают из-за собственной гиперчувствительности к шуму в определенном частотном диапазоне или во всем спектре звуковых частот.
Примечание. Санитарными нормами и правилами называются технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими права и обязанности субъектов права в области шума, являются:
- Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399;
- Жилищный кодекс Республики Беларусь;
- Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь;
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Согласно ст. 27 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:
- благоприятную среду обитания;
- предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью;
- возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах.
Примечание: Санитарно-эпидемиологическим благополучием населения называется состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Средой обитания человека называется окружающая человека среда, обусловленная совокупностью объектов, явлений и факторов (любых химических, физических, социальных или биологических природного либо антропогенного происхождения, способных воздействовать на организм человека), определяющих условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями являются требования к:
- планировке и застройке населенных пунктов;
- проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства;
- расширению или увеличению мощности, вводу в эксплуатацию и содержанию производственных объектов;
- содержанию и эксплуатации оборудования;
- выбору и предоставлению земельных участков;
- содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений;
- содержанию и эксплуатации транспортных средств;
- условиям труда работающих;
- организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- организации и проведению мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;
- техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации на продукцию, представляющую потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, а также на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- водоснабжению, водоотведению, микроклимату, освещению и вентиляции.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь, граждане и организации в области жилищных отношений в соответствии с законодательством имеют право на защиту своих прав от неправомерных действий (бездействия) иных лиц, в том числе на судебную защиту своих прав и законных интересов.
Согласно ст. 26 Жилищного кодекса Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений обязаны:
- соблюдать установленные для проживания санитарные и технические требования, правила пожарной безопасности, природоохранные требования, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений и иные требования, установленные законодательством;
- обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения работникам организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ в случае необходимости, снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
- обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения работникам, имеющим в соответствии с законодательными актами право доступа в жилое помещение в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, в целях спасения жизни и предотвращения вреда здоровью граждан и их имуществу, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- возмещать ущерб, причиненный ими помещениям других граждан и организаций в связи с владением и пользованием жилыми помещениями.
Гражданам и организациям в области жилищных отношений запрещаются:
- действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
- переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
- самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
- самовольные переустройство и (или) перепланировка.
Согласно ст. 96 Жилищного кодекса Республики Беларусь, наймодатель жилых помещений государственного жилищного фонда, организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, уполномоченное лицо, организация, управляющая общим имуществом, собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых помещений.
Согласно ст. 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь, собственники жилых помещений частного жилищного фонда и наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда в составе многоквартирного жилого дома, собственники жилых помещений частного жилищного фонда и наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда в составе блокированного жилого дома в случае наличия в них жилых помещений частного и государственного жилищных фондов, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, члены организации застройщиков обязаны обеспечивать сохранность жилых помещений.
Согласно ст. 212 Жилищного кодекса Республики Беларусь, товарищество собственников обязано обеспечивать сохранность общего имущества, соблюдение технических норм и требований по его содержанию и эксплуатации.
Согласно п.3 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила №399), организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, уполномоченные лица по управлению общим имуществом, а также товарищества собственников и организации застройщиков, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно, обязаны обеспечивать сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством, соблюдение собственниками жилых помещений, нанимателями, поднанимателями жилых помещений, арендаторами жилых помещений, членами организации застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иными лицами, имеющими право владения и пользования жилыми помещениями, настоящих Правил. Собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в том числе конструктивных элементов и инженерных систем таких домов, а также надлежащее их содержание в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п.7 Правил №399, граждане обязаны:
- использовать жилые и вспомогательные помещения, а также находящееся в них оборудование в соответствии с их назначением;
- соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности, требования настоящих Правил и иные требования, установленные законодательством;
- обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем, санитарно-технического, электрического, газового и иного оборудования, соблюдать правила пользования этим оборудованием. При обнаружении неисправности конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, других опасных явлений, угрожающих разрушению конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, здоровью и жизни проживающих в жилом доме граждан, их имуществу, незамедлительно принимать меры к устранению данных неисправностей и сообщать о дефектах организации или соответствующей аварийной службе;
- обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения, а также к расположенному в них инженерному оборудованию работникам организаций для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ (при необходимости), снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
- пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме. С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий);
- возмещать ущерб, причиненный гражданами вспомогательным помещениям жилого дома, помещениям других граждан и организаций независимо от форм собственности при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями.
Согласно п.8 Правил №399, собственники жилых помещений частного жилищного фонда, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, члены организации застройщиков обязаны проводить за свой счет, в том числе с привлечением специализированных организаций, текущий ремонт жилых помещений (штукатурка, заделка трещин, побелка, покраска и оклейка обоями стен, потолков, покраска полов, подоконников, оконных и дверных заполнений, радиаторов, вставка стекол, замена полов, оконных и дверных заполнений и их утепление), ремонт печей, а также замену и ремонт внутриквартирного электрического (плиты, вытяжные электровентиляторы, водонагреватели), газового (плиты, котлы, водонагреватели), санитарно-технического (ванны, мойки, умывальники, унитазы, смывные бачки, смесители), котлов на твердом виде топлива и иного оборудования (за исключением системы центрального отопления, системы противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации), установку, замену и ремонт приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях), а также внутриквартирной электропроводки, за исключением случаев устранения дефектов и неисправностей в жилых помещениях, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по их вине. Устранение дефектов и неисправностей, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по вине собственников жилых помещений частного жилищного фонда, нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда и членов организации застройщиков, производится за счет организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или за счет организации, проводившей работы по замене или ремонту конструктивных элементов, инженерных систем, в период действия гарантийных сроков по проведенным работам.
Согласно п.16 Правил №399, гражданам и организациям в жилом доме запрещаются:
- действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
- переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
- содержание во вспомогательных помещениях жилого дома животных, в том числе пчел;
- самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
- самовольные переустройство и (или) перепланировка.
Согласно п.18 Правил №399, в целях содержания участниками совместного домовладения общего имущества в надлежащем техническом и санитарном состоянии местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют в соответствии с законодательством контроль за его эксплуатацией.
Ответственность за нарушение вышеперечисленных обязанностей регламентируется Жилищным кодексом Республики Беларусь и Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Республики Беларусь, если собственник жилого помещения в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, или за иные нарушения требований настоящего Кодекса, делающие невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном жилом доме, ограничивая указанными действиями права и законные интересы других граждан, местный исполнительный и распорядительный орган обязан в письменной форме предупредить собственника о необходимости погасить задолженность либо устранить нарушения, а если они повлекли разрушение и (или) порчу жилого помещения, – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта жилого помещения. Если собственник жилого помещения продолжает совершать данные нарушения, либо не провел ремонт по истечении срока, установленного местным исполнительным и распорядительным органом для ремонта жилого помещения, местный исполнительный и распорядительный орган вправе подать в суд иск о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения. При принятии судом решения о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения этот собственник обязан произвести отчуждение жилого помещения в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. Если в течение года после вступления в законную силу решения суда о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения собственником жилого помещения устранены данные нарушения, исполнительное производство по этому делу прекращается.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Республики Беларусь, собственник жилого помещения и совершеннолетние дееспособные члены его семьи, проживающие в этом жилом помещении, несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с владением и пользованием жилым помещением.
Согласно ст. 21.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати пяти до ста базовых величин. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин.
Согласно ст. 21.16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от тридцати до пятидесяти базовых величин.
Согласно ст. 21.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, – влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до трехсот базовых величин.
В соответствии со ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:
- сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
- органов, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги;
- органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Дела об административных правонарушениях по нарушению правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.
Органы государственного санитарного надзора рассматривают дела о нарушениях правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома за исключением самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых и (или) нежилых помещений, приведших к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудования вентиляционных шахт и каналов, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.
Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях по нарушение законодательства в сфере строительства, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Таким образом, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, а также товарищества собственников, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно, обязаны обеспечивать:
- сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством,
- соблюдение собственниками и арендаторами жилых помещений требований Правил пользования жилыми помещениями.
Для этих целей уполномоченные представители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имеют право доступа в жилые помещения, а случае выявления нарушений собственниками и арендаторами жилых помещений требований Правил №399 имеют право выдавать предписания на устранение данных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случае игнорирования собственниками (арендаторами) таких предписаний добиваться принуждения к устранению выявленных нарушений в судебном порядке.