Судебно-экспертная коллегия проводит в судебном и досудебном порядке все виды автотехнических экспертиз.
Одним из подвидов автотехнической экспертизы является экспертиза технического состояния деталей и узлов транспортных средств.
Для понимания возможностей данного подвида автотехнической экспертизы, а также для раскрытия его содержания далее приведены краткое описание задач исследования и наиболее типичные вопросы, которые разрешаются в ходе проведения экспертизы (при наличии необходимых исходных данных и должного состояния объектов исследования).
Рост автомобилизации во всем мире сопровождается постоянным усовершенствованием, усложнением и удорожанием транспортных средств, повышением требований к их качественному обслуживанию и ремонту. По различным причинам качество изготовления транспортных средств, деталей, используемых для их ремонта, уровень сервиса транспортных средств может быть не всегда соответствующим предъявляемым требованиям законодательства и нормативно-технической документации. Это влечет за собой возникновение соответствующих споров между продавцом и покупателем (транспортные средства, запасные части и пр.), исполнителем и заказчиком (при оказании услуг по техническому обслуживанию/ремонту, страхованию и пр.), зачастую имеющих весьма существенную материальную составляющую. Поэтому данный вид автотехнической экспертизы порой является наиболее весомым доказательством в спорах о качестве товара или оказанной услуги. Также невозможно обойтись без проведения такой экспертизы при расследовании дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), связанном с наличием на транспортном средстве каких-либо неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения.
Объектами данного вида автотехнической экспертизы являются:
- транспортные средства, их детали, узлы, механизмы, фрагменты;
- данные, содержащиеся в представленных на исследование материалах и не требующие правовой оценки.
Предметом экспертизы технического состояния деталей и узлов транспортных средств являются фактические данные:
- о техническом состоянии транспортного средства;
- об обстоятельствах, приведших к ДТП, либо к технической неисправности транспортного средства.
В рамках экспертизы технического состояния деталей и узлов транспортных средств решаются, как следует из ее наименования, следующие задачи:
- Установление технического состояния транспортного средства, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов.
- Установление причин и времени возникновения неисправности.
- Установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП или ремонтом/техническим обслуживанием и неисправностью.
При этом на разрешение экспертизы технического состояния деталей и узлов транспортных средств могут быть поставлены следующие вопросы:
- Находится ли (находилось в определенный момент) транспортное средство (механизм, узел, деталь) в исправном (работоспособном) состоянии? Если нет, то в чем заключается неисправность (дефект), в какой момент образовалась? Производственный или эксплуатационный характер возникновения имеет данная неисправность?
- Качественно ли, и в заявленном ли объеме был произведен ремонт (техническое обслуживание) транспортного средства (узла, агрегата)?
- Какова причина разрушения (отказа, возникновения неисправности, дефекта) детали (узла, агрегата) транспортного средства?
- Соответствует ли деталь (узел, агрегат) требованиям производителя транспортного средства данной марки/модели/модификации?
Приведенный перечень и содержание вопросов являются ориентировочными. В каждом конкретном случае они могут быть расширены и детализированы в необходимом объеме, соразмерно поставленным задачам при разрешении той или иной ситуации. Поэтому для конкретизации вопросов и исключения ситуации, при которой на поставленные вопросы дать ответ будет невозможно, как правило, необходимо проведение предварительной консультации. В рамках такой консультации будет произведен предварительный осмотр имеющихся материалов и документов, даны рекомендации по представлению дополнительной информации или иных объектов.
Исследования cостояния деталей и узлов транспортных средств в Судебно-экспертной коллегии производятся различными методами (органолептический, измерительный, расчетный, метод экспертной оценки, и пр.), которые выбираются экспертом в индивидуальном порядке, применительно к конкретной экспертной задаче и поставленным на разрешение вопросам.
Проконсультироваться по вопросам назначения судебно-автотехнической экспертизы в Судебно-экспертной коллегии Вы можете по адресу: г. Минск, ул. Жуковского, д. 11А, 4-й этаж
или по телефонам +375 (17) 317 04 71; +375 (17) 317 04 72; +375 (17) 317 04 73; +375 (17) 317 04 74; +375 (17) 317 04 76; +375 (44) 588 60 11; +375 (29) 109 60 11.