Судебно-экспертная коллегия проводит в судебном и досудебном порядке все виды автотехнических экспертиз.
Траспортно-трасологическая экспертиза является одним из подвидов автотехнической экспертизы.
Для понимания возможностей данного подвида автотехнической экспертизы, а также для раскрытия его содержания далее приведены краткое описание задач исследования и наиболее типичные вопросы, которые разрешаются в ходе проведения экспертизы (при наличии необходимых исходных данных и должного состояния объектов исследования).
В ходе проведения транспортно-трасологической экспертизы исследуются следы и повреждения на месте дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и на транспортных средствах, возникших при столкновениях транспортных средств, наездах транспортных средств на людей, животных, на иных материальных объектах, при опрокидываниях транспортных средств и иных происшествиях, при противоправных действиях третьих лиц, стихийных бедствиях и пр.
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:
- следы на транспортных средствах, дороге, вещная обстановка или фрагменты места ДТП;
- данные, содержащиеся в представленных на исследование материалах и не требующие правовой оценки.
Предметом транспортно-трасологической экспертизы являются обстоятельства, устанавливаемые экспертом при исследовании следов и повреждений.
В рамках проведения транспортно-трасологического исследования экспертами Судебно-экспертной коллегии решаются следующие задачи:
- Определение (реконструкция) механизма развития ДТП в различных его фазах.
- Установление механизма взаимодействия транспортных средств при столкновении, определение объема образованных при этом повреждений.
- Установление угла взаимного расположения транспортных средств и направления удара в момент столкновения.
- Установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия, определение объема образованных при этом повреждений транспортных средств.
- Установление взаимного расположения транспортных средств относительно друг друга и границ дороги в момент столкновения (наезда), координат места столкновения (наезда).
- Установление факта движения или неподвижности транспортных средств при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия.
- Установление наличия, времени и причины повреждения шин транспортных средств, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений.
- Установление факта возникновения неисправности деталей транспортных средств после ДТП, причинно-следственной связи данного факта с рассматриваемым ДТП.
- Установление возможности получения повреждений на транспортном средстве при взаимном контактном взаимодействии.
- Установление достоверности информации о механизме развития ДТП (от участников, свидетелей и пр.) фактически установленным обстоятельствам.
Также могут решаться задачи, требующие проведения комплексного исследования (совместно с другими видами экспертизы). Наиболее часто производятся транспортно-трасологические экспертизы в комплексе со следующими видами экспертизы:
- судебная автодорожная экспертиза;
- судебная автотовароведческая экспертиза;
- судебная экспертиза материалов, веществ и изделий:
- лакокрасочных материалов и покрытий;
- металлов, сплавов и изделий из них.
При этом на разрешение транспортно-трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- Могли ли быть образованы повреждения транспортного средства в определенном объеме (возникновение неисправностей деталей, узлов, агрегатов транспортного средства) при обстоятельствах рассматриваемого ДТП?
- Имел ли место факт контактного взаимодействия транспортных средств?
- Каким образом располагались транспортные средства в момент столкновения (наезда) относительно друг друга и границ дороги? Где расположено место столкновения (наезда)?
- С какой скоростью и в каком направлении двигалось транспортное средство в момент столкновения (наезда) или было в этот момент неподвижно?
- Какова причина разрушения (повреждение) шины (камеры) колеса транспортного средства, гибкого тормозного шланга, резьбового соединения? Находится ли данное разрушение (повреждение) в причинной связи с ДТП (иным происшествием)?
- Могло ли развиваться ДТП (в том числе с образованием определенного объема повреждений) таким образом, как это было указано водителем (свидетелем)?
Приведенный перечень и содержание вопросов являются ориентировочными. В каждом конкретном случае они могут быть расширены и детализированы в необходимом объеме, соразмерно поставленным задачам при разрешении той или иной ситуации. Поэтому для конкретизации вопросов и исключения ситуации, при которой на поставленные вопросы дать ответ будет невозможно, как правило, необходимо проведение предварительной консультации. В рамках такой консультации будет произведен предварительный осмотр имеющихся материалов и документов, даны рекомендации по представлению дополнительной информации или иных объектов.
Исследования при производстве транспортно-трасологической экспертизы проводятся различными методами (органолептический, измерительный, расчетный, метод экспертной оценки, моделирование с применением программных и графических комплексов и пр.), которые выбираются экспертом в индивидуальном порядке, применительно к конкретной экспертной задаче и поставленным на разрешение вопросам.
Проконсультироваться по вопросам назначения судебно-автотехнической экспертизы в Судебно-экспертной коллегии Вы можете по адресу: г. Минск, ул. Жуковского, д. 11А, 4-й этаж
или по телефонам +375 (17) 317 04 71; +375 (17) 317 04 72; +375 (17) 317 04 73; +375 (17) 317 04 74; +375 (17) 317 04 76; +375 (44) 588 60 11; +375 (29) 109 60 11.